Черная Пантера: Ваканда навеки

Черная Пантера: Ваканда навеки

Дата выхода eng: 11 ноября 2022 г.
Дата выхода ru: 15 февраля 2023 г.
Длительность: 161 мин.
Рейтинг IMDb: 6.9

«Черная Пантера: Ваканда навеки» — сиквел мегауспешного блокбастера Marvel 2018 года. Режиссеру Райану Куглеру выпала задача завершить Четвертую фазу КВМ, снять очередной образец африканского популярного кино, но самое важное — попрощаться с умершим исполнителем роли Т`Чаллы Чедвиком Боузманом.

Получился трогательный трибьют актеру, монументальная лента, которая успевает и покритиковать колониализм, и поговорить на тему принятия себя и груза богатого наследия предков, и удачная передача эстафеты новой Черной Пантере.

«Ваканда навеки» — пышное и захватывающее зрелище с грандиозными натурными съемками, богато расшитыми костюмами, величественной музыкой, которая надолго западает в душу, и одним из лучших изображений подводного мира.

Сиквел лишь номинально вплетен в общую канву сюжета про мультивселенную, он не заигрывает с временными парадоксами и не увлекается фансервисом. Но в этой олдскульной самобытности и заключается его главная ценность.

Король Т`Чалла трагически умирает от быстро сожравшей его болезни, пока его сестра Шури (Летишиа Райт) безуспешно пытается синтезировать для него лекарство. Убитая горем Ваканда прощается со своим лидером, чем на мировой арене пользуются страны, узнавшие о залежах ценного металла вибраниума на загадочной африканской территории.

Агрессию гегемонов пытается сдержать взявшая в свои руки власть королева Рамонда (Анджела Бассетт), мать Т`Чаллы. Параллельно она готовит дочь Шури в будущем принять на себя богатое наследие предков, но та не готова смириться ни со смертью брата, ни со свалившейся на нее ответственностью. Мотивация приходит откуда не ждали — на территории Ваканды объявляются жители подводного царства Талокан, годами скрывавшегося ото всех под толщей воды.

Их лидер Нэмор (Теноч Уэрта) недоволен тем, что Т`Чалла раскрыл правду о вибраниуме миру, и теперь все хотят силой завладеть им, а металл также находится и у талоканцев. Пытаясь защитить свой дом и народ, Нэмор объявляет земным цивилизациям войну, и первой его целью становится талантливая студентка Рири Уильямс (Доминик Торн), случайно спроектировавшая аппарат, способный засечь вибраниум. Перед вакандцами стоит выбор — присоединиться к жестокой политике Нэмора или пасть от рук его воинов первыми.

Но для начала Рамонде, Шури и Накии (Лупита Нионг'о) нужно разобраться в себе, смириться со своим горем, спасти незадачливую Рири и подготовить наконец новую Черную Пантеру…

источник: LostFilm

Режиссеру Райану Куглеру, который пришел в творящую современную мифологию махину под названием Marvel из авторского кинематографа, выпала нетривиальная задача. И заключалась она не только в том, чтобы поженить свой почерк с бизнес-планом мегакорпорации.

Это он успешно, как и Тайка Вайтити, и (относительно) Хлоя Чжао, осуществил в первой части «Черной Пантеры». В «Ваканде» же ему предстояло достойно закрыть неровную четвертую фазу — местами смелую до экспериментов, местами загнавшую себя же в тупик бесконечными возможностями мультивселенной.

Кроме того, режиссеру нужно было не упустить звание эталона современного афроамериканского блокбастера, который фильму присвоили критики в 2018-м. Но что самое важное, в связи с трагической кончиной Чедвика Боузмана — передать роль защитника целой нации новой Черной Пантере, а заодно попрощаться с актером, оставившим так пока и не затянувшуюся рану в сердцах тысяч зрителей.
Изображение

Сюжет «Ваканды навеки» стартует с красивой церемонии прощания с королем Т`Чаллой, которому не стали выдумывать героической гибели и использовать лицо актера в рекламных целях, а дали спокойно уйти за кадром. Правление некогда скрытой от мира Вакандой перешло в руки скорбящей по сыну королевы-матери Рамонды (Анджела Бассетт), которая теперь вынуждена сдерживать агрессию мировых гегемонов. Как акулы почувствовав кровь, многие западные лидеры уже понадеялись прикарманить себе ценнейший металл вибраниум, залежи которого есть не только в Ваканде, но и в подводном царстве Талокан.

Десятилетиями скрывавшийся на дне Атлантического океана синекожий и очень воинственный народ возмущен тем, что вакандцы открыли правду о себе и вибраниуме, тем самым подвергнув опасности и их. А когда талантливая студентка Рири Уильямс (Доминик Торн), сама того не понимая, спроектировала аппарат, способный отследить вибраниум, атланты во главе с их предводителем и почти божеством Нэмором (Теноч Уэрта) объявили колонистам полномасштабную войну.

Вакандцам же они предложили ультимативный выбор — объединение против всего мира или смерть. Решение приходится принимать сестре Т`Чаллы Шури, которая еще не приняла смерть брата, а уж ответственность за всю страну и вовсе брать на себя не готова…
Изображение

Надо признать, количество заявленных тем — великое наследие и осознание того, как им распорядиться, критика колониализма, развитие сюжетной ветки самой Ваканды, введение в сиквел новой расы и знакомство с местной Атлантидой, становление новой Пантеры — не сделало картину трещащей по швам.

Весь первый акт здесь занимает трогательное прощание с королем, и хотя Disney не стала воскрешать Чедвика Боузмана подобно Кэрри Фишер в «Звездных войнах», его дух витает в воздухе. Щемящая нота — большая личная драма всех женских персонажей «Ваканды» сохранится до конца ленты.

Самое ценное здесь — все они придерживаются девиза “No Woman, No cry”, но каждая проживает свое горе по-своему. Величественная королева Рамонда, как львица, защищает наследие Т`Чаллы на мировой арене, а, сняв с себя грузные церемониальные одежды, предстает перед нами хрупкой, седой и бесконечно усталой женщиной. Накия (космически красивая Лупита Нионг'о) предпочла на время разорвать связь с родиной и побыть кем-то еще, кроме «воинственной собаки», но все же первой отозвалась на зов страны о помощи.

Изображение

Но самым живым и ярким персонажем ожидаемо становится Шури. Летишиа Райт проникновенно отыгрывает то самое бегство от реальности, которое так соблазнительно всем нам, когда мир уходит из-под ног. Костюм старшего брата (и речь не только про супергеройскую броню) ей велик и давит на плечи.

Разговоры с матерью о выражении скорби выливаются в подростковый бунт. А груз великого наследия предков, внезапно обрушившийся на увлеченную наукой и технологиями девушку, вызывает раздражение.

К счастью, Райан Куглер дает Шури пройти собственный путь и сделать все по-своему, прежде чем принять эстафету от Т`Чаллы и Рамонды. Не являясь хорошим бойцом, она делает науку своим козырем и сообщником в битве, а смирение с личной утратой дает ей разглядеть чужую боль — соратники Нэмора из агрессивных людей-амфибий превращаются в униженных изгнанников, уже когда-то потерявших дом и отчаянно защищающих новый.

Изображение

Здесь стоит сказать пару слов о талоканцах и самом мутанте Нэморе: с момента выхода трейлеров и прочих промо основные опасения фанатов были связаны именно с ними. Синяя кожа, увесистые экзотичные украшения и крылышки на лодыжках правителя не придавали веса оппоненту Ваканды.

На деле же герой Теноча Уэрты оказался сложноустроенным и противоречивым, а в его речах, яростно критикующих колониальные замашки мировых гегемонов, только глухой не услышит актуальный нынче призыв к мирному сосуществованию. Более того, по своему обыкновению, Райан Куглер, как из Киллмонгера, сделал из Нэмора скорее антигероя — обладающего опасным зарядом, но справедливого защитника своего народа.

А параллельный монтаж воспоминаний Шури и Нэмора — о своих процветающих странах, о простых людях, о матерях, положивших жизни на защиту своих детей, разрывают сердце. В конце концов не такими уж разными они по факту оказываются.
Изображение

Вообще, технически «Ваканда навеки» — один из редких постковидных фильмов, которые не потеряли в красочности и помпезности, присущей хорошему блокбастеру. Да и во всей Четвертой фазе, пожалуй, не было более гармоничного, красивого и мощного фильма.

Как и в первой части, здесь чувствуется колоссальный труд художника по костюмам оскароносной Рут Е. Картер — даже незнакомый с комиксовым каноном зритель без труда отличит здешние племена друг от друга, как завороженный будет разглядывать пернатые одеяния талоканцев и в очередной раз восхитится строгими, но эффектными образами бойцов «Дора Миладже».

Уже привычным делом для нас стали гениальные саундтреки от шведского композитора Людвига Йоранссона, а в дуэте с Куглером его оркестр вообще творит чудеса, равные плодотворному сотрудничеству Кристофера Нолана и Ханса Циммера. Мало того, в «Ваканде» и саунд-дизайн выполнен на высочайшем уровне: плеск воды, шелест листьев, стук тамбуринов, скрежет копий будут проникать вам под кожу, задевая нервные рецепторы и растворяя в этом мире.

Изображение

Помимо написания оригинальной музыки к фильму, Йоранссон также спродюсировал большинство использованных в нем песен. Основного внимания слушателей заслуживает не новый сингл Рианны, а гипнотически прекрасные мексиканские треки «Arboles Bajo El Mar» и «Con La Brisa», ставшие темами подводного царства Нэмора.

Привлекательные и грозные или, наоборот, обволакивающие и печальные, они будто написаны под воздействием магического реализма и полностью соответствуют атмосфере и быту Талокана. Это, кстати, тоже яркое отличие — воды Атлантики в «Ваканде» не цветастые и сюрреалистичные, как в «Аквамене», и не идеально прозрачные, как в сиквеле «Аватара».

Нам показывают то, как практично талоканцы используют предметы быта на глубине и как меняются привычные вещи под толщей воды. Мир Нэмора — пугающий, как космос, и способен тебя раздавить, но если к нему приглядеться, он начинает играть таким многообразием природных красок, что глаз не может нарадоваться.
Изображение

«Черная пантера: Ваканда навеки» — далеко не идеальный проект. Некоторые его сюжетные линии перегружены, а арка агента Росса (Мартин Фриман), кажется, нужна лишь для обострения конфликта африканской цивилизации и «коллективного запада». К тому же Райан Куглер был вынужден частично провести героев тем же путем становления, принятия своей новой сущности и своих сил, что и в первом фильме. Тем не менее мы получили полноценный большой аттракцион, свободный от заигрывания с мультивселенными, вариантами и гипотезами «что если?».

В отличие от последнего «Человека-паука», в нем очень мало фансервиса, что делает его более самодостаточным. Картина вряд ли сильно продвинет КВМ вперед — вместо этого она играет по старым правилам, когда каждый фильм просто рассказывал цельную историю, а не изворачивался похитрее с временными линиями.

Лента отражает свое время, когда целые народы противопоставляют себя друг другу вместо того, чтобы искать нечто общее, и при этом ставит точку в очередном завершенном цикле. К тому же бескрайняя искренность и сердечность в изображении утраты близких, умении строить свою жизнь без них, морального взросления и принятия себя делают «Ваканду навеки» лиричной и глубокой.
Изображение

В итоге Четвертая фаза оставляет после себя смешанное послевкусие. Впервые в ней появились эксперименты с формой и жанрами, а авторам вроде Хлои Чжао и Сэма Рэйми дали порулить огромной киновселенной.

В пику критикам, которые часто ругали Marvel за отсутствие действительно высоких ставок и серьезных испытаний для основных героев, в ней много мрачных тем вроде горечи утрат («ВандаВижен», «Ваканда навеки»), самопожертвования («Человек-паук: Нет пути домой», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия»), примирения традиций с современностью («Мисс Марвел»), душевных расстройств («Лунный рыцарь»), борьбы с синдромом самозванца («Сокол и Зимний солдат»).

При этом не все телевизионные и кинопроекты фазы оказывались успешными в плане стройности концепции, понимания, куда движется вся эта махина, смены поколения супергероев, прощания с кумирами и связности общего сюжета. Тем не менее «Ваканда навеки» метафорически учит нас важному — принимая новую форму, оставаться собой.

Конечно, перед Кевином Файги и боссами Marvel сейчас открыто много дорог, а перспективы вернуть во франшизу кого угодно и дать ход тысяче самых безумных сценариев могут вскружить голову. Но все же им нужно не забывать: хорошая, крепкая история — вот тот краеугольный камень, на котором стоит любой гигант. Остальное — дело фантазии…

Категория:
навигация по автору
+13
23:28
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.